Баллада о «железной шляпе» и самых простых шлемах-подшлемниках


На этом кадре из фильма «Жанна Д’Арк» (1999) присутствуют два вида популярных в Средние века шлемов. Крайний слева – «шапель де фер», два следующих – барбюты с забралом

«Прямой меч на боку и военный лук за плечами свидетельствовали о его профессии, а помятый стальной шлем показывал, что он не в отпуску, а явился прямо с полей сражений… а только что сорванная веточка ракитника, украшавшая шлем, вносила в мрачные, побывавшие в боях доспехи черточку мягкости и веселости.»
«Белый отряд», Артур Конан Дойл
Рассказы об оружии. Средние века. Всегда приятно, когда твоя работа не пропадает впустую, а вызывает интерес. Вот и недавняя статья про средневековые шлемы вызвала соответствующий отклик: по крайней мере два человека, зато завсегдатаи раздела «История» захотели более подробным образом познакомиться с целой «кучей» шлемов того времени, причём даже расписать их хронологическую последовательность они не поленились. Их заинтересовали: шпангельхельм, капелина, салад, морион, кабассет, и даже морион-кабассет, то есть один из весьма оригинальных «гибридных» шлемов. Вот только с тем, чтобы рассказать о них побольше, имеются, как оказалось, серьёзные проблемы. Во-первых, рамки самого цикла – 476-1450 гг. А шлемы морион, кабассет и морион-кабассет выходят за эти рамки, поскольку являются шлемами Нового времени. И… в миниатюрах рукописных манускриптов они не встречаются! То есть, чтобы о них рассказать, надо опять обращаться в заморские музеи и проверять, изменилось ли их отношение к такому одинокому исследователю, каким является автор данного цикла, после 24 февраля или нет. В определённой степени это касается и шлема шпангельхельм, так как его изображение в дошедших до нас миниатюрах – редкость, а приплетать сюда ещё и римское время не хочется. Поэтому давайте поступим так: пока идёт переписка на тему «можно-нельзя», мы продолжим наш рассказ о шлемах Средневековья на основе того, что есть – то есть миниатюр из манускриптов. Да и не хотелось бы в материалах этого цикла мешать иллюстрации из рукописных книг с печатными, и фотографиями из музеев. Ну а дальше к общему благу будем действовать по обстоятельствам.


Шлем-сервильер – изображён так, что лучше не придумаешь. Одно из самых ранних изображений. «Библия Мациевского», 1244-1254 гг. Париж, Библиотека и музей Пирпонта Моргана, Нью-Йорк

Эти же годы, но другой регион, и другие миниатюристы. Перед нами опять наши старые знакомые Давид и Голиаф. Обратите внимание, что на голове у Голиафа какой-то странный колпак, не похожий ни на шлем, ни на шляпу! «Библия святого Иоанна Акрского», 1250-1254 гг. Акр. Национальная библиотека Государства Израиль, территория кампуса «Гиват-Рам» Еврейского университета в Иерусалиме
Поэтому сегодня наш рассказ пойдёт всего лишь только о «железной шляпе» – исключительно популярном шлеме Средневековья, и шлемах сервильер (что можно перевести как «служебник») и бацинет до превращения последнего во всем хорошо известный бундхугель.


Давид и Голиаф, последний в шлеме «шапель де фер». «Сумма короля», 1295 г. Париж, Франция. Британская библиотека, Лондон
Итак, шлем «шапель де фер», самое простое защитное приспособление для головы. Причём до нас дошли изображения этого шлема в стиле… «максимального», скажем так, «минимализма»…


Вот этот шлем. Но для чего его сделали таким? С целью вентиляции или для того, чтобы сэкономить металл? «Хроника Бадуэн д’Авен», 1275-1299 гг. Франция. Муниципальная медиатека Арраса

Шлем ли это или кожаный подшлемник? Кто знает… Рисунок внутри инициала, заглавной буквы в тексте манускрипта. Источник всё тот же

Ещё один инициал и похожий шлем из этой же хроники. Но в нём отверстий уже нет! Тот же источник

И вот, наконец, перед нами типичный для последней четверти XIII в. шлем-шляпа «шапель де фер». «Историческая Библия», 1300-1350 гг. Национальная библиотека Франции, Париж
Начнём с того, что шлем «железная шляпа» появился не раньше конца XII века. Во всяком случае, таково мнение такого авторитетного британского исследователя этой темы, каким является К. Блэр. «Шапель де фер» (так он именовался по-французски) в Англии называли «шапе» (shapewe). Тулья шлема была не глубокой и имела разную форму: коническую, сфероконическую, коническую с плоским верхом, полусферическую. При этом он всегда снабжался полями, большего или меньшего размера, также конической формы. Сделать такой шлем было по силам даже деревенскому кузнецу, из-за чего именно «железная шляпа» стала самым массовым шлемом средневековой пехоты. Хотя и не только…


Самый известный рыцарь в «шляпе». «Обращение в стихах к Роберту Анжуйскому, королю Неаполя», 1335-1340 гг. Тоскана, Италия. Британская библиотека, Лондон
Как уже отмечалось в предыдущем материале, чтобы как можно лучше защитить свои бесценные по сути дела головы, воины рыцарского сословия уже к середине XIII века стали носить под «большим шлемом» не только стёганый чепец и кольчужный капюшон, но и полусферическую железную шапочку, получившую название сервильера. Забавно, что в ряде случаев этот подшлемник ассоциировался с другим – бацинетом (либо они были сначала настолько похожи, что их даже путали?). Это же название использовалось и для обозначения подшлемника вообще, так что в одном французском документе 1309 года можно даже прочитать, что каждый бацинет должен оснащаться ещё и своим сервильером.


По идее, на этой миниатюре из манускрипта «Древняя история до Цезаря», 1325-1350 гг. Неаполь, Италия. Британская библиотека, Лондон, должны быть представлены одежда и доспехи эпохи именно Древнего мира. Но поскольку художники-иллюстраторы Средних веков историческим мышлением не обладали, равно как и знаниями о прошлом, то они очень точно изображали настоящее. В частности – шлемы-подшлемники XIV в. и «большие шлемы» типа «сахарная голова»
То есть в любом случае это был глобулярного вида шлем с неглубокой посадкой на голову, надевавшийся поверх кольчужного капюшона! Сам термин «бацинет» в текстах около 1300 года встречается редко. Затем всё чаще и чаще вплоть до 1450 года, после чего употребляется всё реже и полностью выходит из употребления к 1550 году.

Таким образом, речь в данном случае может идти о развитии шлемов-подшлемников, а уж как точно они назывались в каждом конкретном случае, нам, скорее всего, уже никогда не узнать.

К. Блэр отмечал, что их развитие привело к появлению трёх форм. Первая представляла собой небольшой округлый шлем с выступами по бокам для защиты ушей и с подбородным ремнём для удержания на голове – типичный сервильер. Очевидно, что носить его могли как простые воины (если у них ни на что другое денег не хватало!), так и знатные рыцари в качестве постоянной защиты головы, а непосредственно перед копейной сшибкой, поверх него они надевали свои раскрашенные и украшенные геральдическими фигурами «большие шлемы».


Очень интересный источник: «Библия Холкхэма», 1327-1335 гг. Англия. Мемориальная коллекция Познера, Лондон. Тема миниатюры, в общем-то, банальна: «Иуда целует Христа». Но вот шлемы на воинах очень интересны. На втором слева ржавая каска «шапель де фер», а все остальные явно в шлемах с ребром усиления, характерным для шлемов барбютов
«Шлемы второго типа» – с конической либо полусферической макушкой и дугообразным вырезом для лица, а по бокам и сзади спускающиеся почти до самых плеч, как раз и относятся к шлемам-барбютам. Причём иногда они могли иметь и наносник, и подвижное забрало. Когда забрало было закрыто, этот шлем часто было невозможно отличить от «большого шлема». Лилиана и Фред Функены называют такие шлемы без забрала – барбют-салад. Ну а с забралом они также были очень похожи на шлем бацинет, но не бацинет-бундхугель. Тот имеет забрало с перфорированными отверстиями для дыхания коническим выступом. Но о нём мы рассказывали в предыдущем материале…

Последний третий тип – высокий конический шлем, нижняя кромка которого проходит чуть выше линии ушей. Он применялся с XII по XIII вв., хотя от какого именно шлема он произошёл, по мнению К. Блэра, точно установить невозможно. А называть его можно и бацинетом, и барбютом, поскольку друг на друга они очень похожи.


А вот на этой миниатюре все три этих шлема словно специально для нас выстроились в ряд: первый слева – барбют (причём с забралом), тот что в центре, на голове у воина с отрезанным носом – первый тип (сервильер), ну и последний – барбют с ребром усиления. Он самый высокий, хотя заострён и не очень уж сильно. «Библия Холкхэма», 1327-1335 гг. Англия. Мемориальная коллекция Познера, Лондон
Э. Окшотт – известный «мастер мечей» и автор множества книг по истории рыцарского вооружения, считал, что исландские хроники (если их сравнивать с куда более известными летописями Англии и Франции) дают нам очень подробные описания полного вооружения рыцаря ХIII в. В одной из таких хроник под названием Speculum regale («Королевское зерцало») – норвежский дидактический текст на древнескандинавском языке, датируемый примерно 1250 годом. Его автор даёт своему сыну наставления по части того, в чём заключается его воинский долг и в каких доспехах, и каким оружием лучше всего «правильному рыцарю» сражаться. Там несколько раз встречается упоминание «доброго шлема» и «железной шапочки» с «подвесными деталями». Возможно, здесь имелся в виду шлем с подвесными боковыми и задними пластинами, наподобие «Вендельских шлемов», а возможно – и более модный вариант маленького полусферического шлема с поднимающимся забралом.


«Новая хроника», 1348 г. Апостольская библиотека Ватикана, Рим. Что мы здесь видим? Гвельфы против гибеллинов, причём одни в шлемах «шапель де фер», тогда как другие в шлемах-сервильерах. Знаком гибеллинов была белая роза или красная лилия, так что на этой миниатюре они находятся слева

Тот же источник. Только теперь на нём рыцари гвельфы. Что же касается рыцаря в коронованной «шляпе», то это, скорее всего, Людовик (Людвиг) IV Баварский. Хотя… это смотря как смотреть на его герб на попоне и на щите. Орёл на попоне должен подчиняться «правилу левой руки», то есть смотреть головой в сторону неприятеля. Поэтому на гербе на попоне справа орёл должен смотреть вперёд-влево, а на левой стороне наоборот. Здесь же он смотрит вправо и на попоне, и на щите… А должен смотреть именно на щите влево!
Возвращаясь к рассказу о «железной шляпе», следует заметить (кстати, сам К. Блэр в своих работах упорно называет её кабассет!), что после 1320 года её тулья вытягивается вверх точно так же, как и у бацинета, то есть на неё теперь расходуется больше металла, чем раньше, но и защитные свойства такого шлема тоже повышаются – ударам с неё легче соскальзывать. В XIV и XV вв. в Англии кольчужный капюшон лишается верха, а то, что от него осталось, начинают пристёгивать к шлему-подшлемнику, в качестве которого всё чаще и чаще называют теперь именно бацинет. Такому укороченному капюшону в Англии дали название авентайл (предличник), а во Франции – камай. Но обычно в обиходе в этих странах были оба эти слова. Интересно, что в манускрипте «Жития двух Офф», датируемого приблизительно 1300 годом, можно увидеть рыцаря, одетого в кольчугу и с кольчужным капюшоном, полностью закрывающим голову, но при этом – с забралом на лице! Каким образом он крепился на кольчугу, непонятно, но зачем-то ведь художник такое нарисовал? Кстати, это единственное изображение столь странным образом закреплённого забрала.


Ну и, наконец, миниатюра из манускрипта «Хроника Англии до Генриха V», 1440-1450 гг. Бодлианская библиотека Оксфордского университета. Обратите внимание на шлем воина в самом её центре. Теперь понятно, откуда у англичан появились их каски в Первую, да и во Вторую мировую войну!
А дальше? Дальше появилось множество самых разных шлемов и их разновидностей – и «гранд-бацинет», и салады (итальянский, германский, французский), и барбюты, и армэ. Но «железная шляпа» (ещё называвшаяся капеллина) в итоге их всех пережила, причём носили её не только пехотинцы, но и самые знатные рыцари, хотя обычно и с подбородником-бувигером, и почему так – понятно. Ну а последний вариант «шляпы» и вовсе надели британские пехотинцы в годы Первой мировой войны! Запатентовал этот «тазик», ставший по своему легендарным, в 1915 году лондонец Джон Броди, взяв за основу именно средневековую «железную шляпу» капеллину!

P.S. Ну а обо всех прочих «касках» Средневековья и эпохи Нового времени рассказы последуют… Источник