Шлемы из железа: уж если не потрогать, то хоть посмотреть


Рисунок художника В. Королькова по потолочной росписи в Альгамбре, изображающий схватку мусульманского и христианского воинов XIV в. На христианском всаднике надет шлем барбют с наносником

«В деснице держит меч победный;
Копье сияет как звезда;
Струится кровь с кольчуги медной;
На шлеме вьется борода».

А. С. Пушкин «Руслан и Людмила»
Рассказы об оружии. Средние века. «Давши слово, держись, не давши – крепись» – говорит старая народная мудрость, и раз уж ты обещал продолжить рассказ про средневековые шлемы, то должен. И если в прошлый раз это были миниатюры, то теперь перед глазами читателей ВО пускай предстанут шлемы из железа на фотографиях экспонатов самых известных музеев мира.

Сегодня это будут два музея: Королевский арсенал из Лидса (Великобритания) и Оружейная палата императорского дворца Хофбург в Вене (Новый замок). Что-то из их коллекций мы здесь уже представляли, но «что-то» – это далеко не все, так что будет и много всего нового, чего раньше здесь ещё не представлялось.

Итак, начнем.

Шпангенхельм (каркасный, сегментный шлем) появился очень давно и, скорее всего, интуитивно.

Мальчишкой, в классе 2-м, ещё ничего о конструкциях шлемов не зная, я тоже сделал из картона и бумаги именно его, а все потому, что метод изготовления напрашивался сам собой. Такие шлемы появились уже в войсках поздней Римской империи, а также у их германских и аланских противников. Находят их в погребениях и, возможно, клали их туда, чтобы подчеркнуть богатство погребенных. Подобные находки шлемов были сделаны также в курганах Японии и Северо-Восточной Азии.


На фотографии шестичастный шпангенхельм, V – середины VI вв. Хофбург, Новый замок, зал I. Возможно, был сделан в Верхней Италии (Равенна?) или Восточной Римской империи (Константинополь?). Тулья из железных кованых сегментов, покрытых листами серебряной фольги. Орнамент: бронзовый лист, золочение, тиснение

Ещё один сегментный шлем из экспозиции Хофбурга. На фото хорошо видны его детали – основа из медных сегментов, образующих собственно его каркас, и которыми при помощи заклепок соединялись внутренние пластины из железа. Естественно, ржавчина уничтожала железные части, а медные сохранялись

Бандхельм или «ленточный шлем» (V в.): такое название ему дали в Оружейной палате замка Хофбург, а все потому, что сделан он из трех перекрещивающихся железных лент, соединенных заклепками. Промежутки между ними в виде выгнутых и выпуклых железных треугольников были невелики по размеру, и сделать их было несложно. Хофбург, Новый замок, зал I
Он также встречался в войсках поздней Римской империи, у германцев, франков и многих других «варваров». И опять же – известны они были и в Японии, и в странах Северо-Восточной Азии.


Конический железный шлем с фиксированным наносником. Хофбург, Новый замок, зал I
Такие шлемы применялись главным образом в Высоком Средневековье, с X по XII вв.; причем считается, что они восходят к иранским моделям. Шлем в Вене выкован из цельного куска и не имеет украшений. Из-за того, что подобные ему шлемы изображены на гобелене из Байё, где демонстрируется завоевание Англии норманнами, шлемы этой формы стали неправильно называть «норманнскими». Две даты: кончины св. Венцеля (Венцеслава) – 955 год (похожий шлем которого находится в Праге) и битвы при Гастингсе – 1066 год – дают нам тот приблизительный период времени, в который, вероятно, мог быть изготовлен и этот шлем.

В дополнение к большому миндалевидному щиту и кольчужной рубахе до колен шпанденхельм составлял защитное вооружение всадника, причем надевали его поверх кольчужного капюшона, поэтому никакой подкладки он не имел. Сохранилось лишь несколько образцов из этой группы шлемов, и в их числе вот этот венский шлем и шлем св. Венцеля (Венцеслава). Венский шлем был найден в 1864 году у Ольмютца в Моравии.


Шлем Альберта фон Пранка (ок. 1350 года). Хофбург, Новый замок, зал I
Основным недостатком шлемов начала XII века было то, что защита лица у них была совершенно недостаточной. В итоге к середине XIII века появился «большой шлем» топфхельм. В коллекции Венского арсенала экспонируется «большой шлем» середины XIV века. Причем он настолько тяжелый, что, вероятно, использовался только лишь в качестве турнирного.

Шлем склепан из двух лобовых пластин, двух шейных пластин и плоской круглой «коронной» пластины, что в итоге придает шлему вид горшка. Однако повышенная защита принесла с собой недостаток в виде значительного ограничения поля зрения. Рыцари в огромных шлемах могли видеть свое окружение лишь через узкие щели.

Другим неудобством было отсутствие воздуха для дыхания. Венский шлем следует рассматривать как особенно ценный образец в своем роде, поскольку из дюжины сохранившихся «больших шлемов» только венский шлем и ещё шлем Черного принца из Кентербери имеют нашлемные украшения.

Поскольку полное прикрытие лица затрудняло идентификацию рыцаря, верхнюю часть шлема стали использовать для размещения гербовых фигур, нарисованных на щите. Эти украшения, называвшиеся «зимир» (zimier), в основном делали из дерева, кожи или пергамента. В случае со шлемом Пранка оно имеет форму рогов буйвола.

Сначала «венский шлем» висел в качестве погребального над наследственным захоронением штирийской семьи фон Пранк в августинском монастыре Секау. Но в 1878 году был куплен для императорской коллекции и оказался таким образом в Вене.

Считается, что первоначальным владельцем этого артефакта мог быть Альберт фон Пранк, на печати которого, датированной 1353 годом, изображен почти идентичный венскому «горшечный шлем».


Шлемы в виде маленькой шапочки, плотно облегающей темя, оказались, если так можно выразиться, «вне времени». Перед нами артефакт из Королевского арсенала в Лидсе, причем датируется 1500–1530 гг. Но при этом, если мы вспомним увиденные ранее миниатюры, станет очевидным, что носили их и в XIII, и в XIV, и в XV веках, настолько они были удобны. Высота шлема 135 мм. Вес 910 г. Ширина 185 мм
Ну а своим появлением они, опять же, были обязаны «большому шлему». В нем постоянно находиться было нельзя. Но в чем тогда можно было находиться постоянно? Кольчужный капюшон уже не давал требуемой защиты и – вот таким шлем-подшлемник сервильер и появился.


Теперь воин-латник 1331–1370 гг. выглядел так, как на этом фото. Вместо капюшона шлем-подшлемник с прикрепленной к нему съёмной бармицей-авентайлом. Королевский арсенал, Лидс

Кольчужную маску ко всему прочему можно было утянуть при помощи продетого через кольца шнурка и вообще закрыть пол-лица! Королевский арсенал, Лидс

Шлем-подшлемник начал вытягиваться вверх и так появился шлем-бацинет. Причем на этом фото показан не просто бацинет, а «гранд-бацинет» начала XIV века, боковые отверстия на котором указывают, что он мог снабжаться забралом. Высота шлема 360 мм, ширина 265 мм. Вес 3,07 кг. Королевский арсенал, Лидс

Бацинет 1370 г. На самых ранних бацинетах с забралом оно крепилось всего лишь на одной верхней петле. Из-за характерной формы их называли «свиное рыло»! Высота шлема 254 мм. Ширина 210 мм. Вес шлема 1 420 г. Вес забрала 455 г. Королевский арсенал, Лидс

Однако практически в это же время появились и бацинеты с забралом на двух петлях. Бацинет 1371–1399 гг. Королевский арсенал, Лидс

Защиту он давал ничуть не хуже, чем «большой шлем», но был намного удобнее в носке. И дышать в нем тоже было значительно легче! Бацинет 1371–1399 гг. Королевский арсенал, Лидс

Главным его недостатком была сложность изготовления забрала. Подумали – а что если его убрать, оставив на лицевой поверхности лишь т-образную прорезь для глаз и… бороды? Вот так и получился шлем барбют, причем на фото не просто бартют, а изготовленный в Венеции в 1440 году. Высота шлема 255 мм, ширина – 200 мм. Вес – 1 870 г. Такие шлемы называли «венецианским саладом» (или саллетом). Королевский арсенал, Лидс
Вообще, вторая половина XV века, связанная с окончанием Столетней войны и войной Алой и Белой розы, была чрезвычайно богата на различные усовершенствования по части доспехов и шлемов.

Появились совсем простые шлемы барбюты.


Например, вот такой, как на фото – шлем 1 460 г. Королевский арсенал, Лидс

Распространение получил и доспех бригандина – имевший вид куртки-безрукавки из ткани, подбитой металлическими пластинками наподобие черепицы. О том, что они есть, догадаться можно было лишь по наличию на её поверхности головок заклепок, обычно медных. Королевский арсенал, Лидс
Распространились шлемы-саллеты (салады) самых различных, в том числе и национальных, форм. Причем занимались ими не просто подмастерья, лишь бы сделать числом побольше, а ценой подешевле, но и подлинные мастера своего дела. Вот, например, шлем одного из них…


Саллет (1471–1499) открытый с накладной позолоченной каймой из медного сплава. Этот мастерски изготовленный шлем имеет клеймо изготовителя в виде двух скрещенных ключей под раскрытой короной. Его приписывают миланскому оружейнику Доменико Барини Детто, известному как Негроли (ум. 1526). Сын Джованни Барини, который работал в выдающейся семье оружейников Миссалья. Доменико к концу XV века зарекомендовал себя как высококвалифицированный мастер-оружейник. В последующие годы его бизнес доминировал на рынке производства доспехов княжеского достоинства. Красота этого шлема, изготовленного из цельного куска стали, заключается в тонком изучении анатомии человеческого черепа, а удлиненный хвост создает эстетичный s-образный изгиб, как вдоль нижнего края, так и на задней части шеи. Чтобы не отвлекать внимание от общей формы, украшение саллета было ограничено мелко детализированной позолоченной каймой из медного сплава в греко-римском стиле, а спереди был прикреплен держатель плюмажа с гравированным щитком. Хотя этот тип шлема часто встречается на итальянских картинах того периода, например, у флорентийского художника Давида Гирландайо (1452–1525), сохранившиеся образцы сравнительно редки, что делает этот шлем еще более ценным. Королевский арсенал, Лидс

Ну, а это массовая «серийная продукция». Саллет 1471–1499 гг. Королевский арсенал, Лидс

Так он выглядел с забралом. Саллет 1471–1499 гг. Королевский арсенал, Лидс

Ещё один так называемый «закрытый шлем». На самом деле это бацинет с подбородником, но без забрала. Шлем 1485 г. Габаритные размеры: высота 305 мм; ширина 180 мм; вес: 2 440 г. Королевский арсенал, Лидс
Многих наших читателей, имеющих дипломы инженеров, интересует металл, из которого делали эти шлемы. К сожалению, не все шлемы из собрания Королевского арсенала подвергались металлографическому анализу. Но тем не менее удалось найти один шлем, о котором подобная информация имеется…


Южногерманский салад (1480–1490) с шарнирной шейной гардой из пластин на заклепках. Материал – низкоуглеродистая сталь, содержит смесь феррита и небольшого количества перлита (возможно – 0,1 % C) с большим количеством шлаковых включений. По-видимому, он сделан из двух кусков разного материала, скованных вместе во время изготовления. Королевский арсенал, Лидс

Этот же шлем. Вид спереди

Ещё один салад 1470 г. Обтянутый красным бархатом и декорированный позолоченными лилиями! Вес: 2 980 г. Королевский арсенал, Лидс

А это турнирный салад 1520 г. – принадлежность ренненцойга – турнирного доспеха для одной из разновидностей реннена – конного турнира, бить в котором по шлему запрещалось. Габаритные размеры: длина 370 мм, ширина 230 мм

Предпоследней на нашей сегодняшней выставке «железа» идет «железная шляпа» (1471–1499), в спецификации венского арсенала названная капасета. Как видите, она годится и для пехотинца, и для рыцаря, особенно если он наденет её с подбородником-бувигером! Королевский арсенал, Лидс

А вот так она выгладит в профиль…

Осадный шлем (1610–1650) – вот что это такое! Состоит из двух частей, соединенных парой заклепок спереди и сзади, и линией заклепок по краю тульи. Украшением служит тонкая «тесьма» по краю с насечками и позолоченный перфорированный держатель для плюмажа, на верхнем крае которого изображены три геральдические лилии. Справа на шлеме имеется большое углубление. И хотя это явно след от пули, очевидно, что это не боевое повреждение, а «контрольный выстрел для проверки качества». Шлем светлого металла со следами позолоты по окаймленному кантом краю. Габаритные размеры: высота шлема 215 мм, длина 382 мм, ширина 323 мм, вес 8,68 кг
Долго в таком, конечно, ходить было просто невозможно. Но зато и не было такой пули, которая могла бы его пробить с большого расстояния.

Продолжение следует… Источник