Типичный салле или нетипичный салад: продолжение выставки «железа»


«Англичане вытесняют противника из Бордо». Неизвестный художник. Марсиаль Оверньский. «Вигилии на смерть короля Карла VII». Ок. 1477-1484 гг. Национальная библиотека Франции, Париж

«…седлайте коней и садитесь, всадники, и становитесь в шлемах; точите копья, облекайтесь в брони.»
Книга пророка Иеремии, 46:4
Рассказы об оружии. Средние века. Публикация на ВО один за другим двух материалов о шлемах, причём сначала на миниатюрах из манускриптов, а затем артефактов из музеев, вызвали у читателей большой интерес. В своих комментариях они и фотографии английской каски помещали, и «шлема Адриана» со звездой, и фото типичного средневекового салада. И сегодня мы тему средневекового вооружения продолжим, но несколько изменим, так сказать, её вектор. Рассмотрим «типичное» и «эксклюзивное» в доспехах тех далёких дней.

Сегодня мы с вами привыкли, что есть определённый набор типоразмеров униформы и защитного снаряжения. И пусть кому-то «чуть меньше» или «чуть больше» особого значения не имеет. Армии-то миллионные! Однако уже и сегодня многие «служилые» сами себе приобретают и обувь, и униформу, потому как цена её и цена своей собственной жизни – вещи несопоставимые. И если сейчас жизнь каждого солдата дорожает с каждым днём, то… в то время такая тенденция также существовала, хотя и касалась не всех. А только лишь воинов… благородных кровей. И понятно почему: «благородная кровь» являлась залогом социальной значимости и ответственности. По сути дела, все рыцари Средневековья в переводе на сегодняшние звания были бы губернаторами областей, мэрами городов, начальниками поселковых советов, директорами заводов. На их шеях «висели» графства и княжества, один-два-три и больше замков, деревни, полные крестьян, дороги и мосты, монастыри, где за них молили господа Бога, суд и казнь – всё это было в их руках. А надо было ещё и сражаться, и тем самым подвергать свою поистине бесценную жизнь опасности. Вот они и одевались в железо, чтобы до них не добралось вражеское оружие. Чтобы самим убивать, но вот убитому не быть.

То есть практически всё рыцарское вооружение делалось на заказ. И если «рыцарь одного щита» или мелкопоместный барон ещё мог снизойти до того, чтобы позволить самому явиться к мастеру и позволить тому снимать с него мерку, то знатные господа посылали вместо себя или слуг соответствующей комплекции, или свою одежду, или… вырезанные из дерева фигуры, по которым мастера и работали. А на примерку доспехи опять же возили ко двору. Не всякий князь-государь был готов опять же ехать куда-то там в другой город, а то и страну пусть к прославленному, но всё-таки мастеру. Это потом уже император Священной Римской империи Карл V не погнушался поднять кисть Тициану. В период Высокого Средневековья такое было бы вряд ли возможно.

И как мы сейчас определяем туфельки от Прадо и костюмы от Картье, так и в то время по деталям доспехов, рифлению поверхностей, изгибам и обработке краёв — точно так же, как и сегодня по крою хорошего костюма — знатоки могли сказать, где и даже кем изготовлен тот или иной доспех или шлем.

Вот и употребление «белых доспехов», в которые рыцари, как в одежду, облекались с головы до ног, привело к тому, что уже к середине XV века в Европе сложились две школы и два центра их производства. Первый в Северной Италии, в Милане, а второй в районе Аугсбурга в Северной Германии. А уж сколько существовало сугубо локальных производств, и не сосчитать. И все они делали доспехи, кто лучше, кто хуже, кто работал дешёвые партии, а кто-то хвастался заказами от герцогов и королей.

Причём рыцари, если они были достаточно богаты, могли даже пригласить к себе очень известного оружейника. А могли купить доспехи у заезжих купцов, которые скупали «железо» прямо на местах крупных сражений, чинили побитое и искорёженное и… продавали как самое новое и модное. Так, впрочем, с автомобилями и сегодня поступают…

Третьим вариантом, как уже отмечалось, была модель из воска или дерева с торса и конечностей; её посылали мастеру, а уже тот подгонял под неё имеющиеся у него доспехи на уровне «ширпотреба». Например, в письме от 16 марта 1520 года король Франции Франциск I просит прислать ему «дубликат для доспехов» Генриха VIII Английского, дабы по нему заказать кирасу в подарок королю Англии.

А дальше так: итальянские доспехи были более «пухлыми», сглаженных очертаний, а вот германские – напротив, потому и назывались готическими, что походили своими очертаниями на стрельчатые, украшенные башенками готические здания. Это уже позднее этот термин «приклеился» ко всем «белым доспехам» XV века, а сам готический стиль в доспехах просуществовал в Германии примерно до 1500 года, а дальше от него также отошли.

Важно отметить и то, что все доспехи XV века исключительно функциональны. В них нет ничего лишнего, нет никаких украшений. Хотя всегда были «авангардисты». Так, в 1410 году английский рыцарь Джон де Фиарлес выплатил бургундским оружейникам 1727 фунтов стерлингов за доспехи, меч и кинжал, которые распорядился украсить бриллиантами и жемчугом: по тому времени роскошь неслыханная и даже для последующего времени чрезмерная. Причём интересно, что для тех же англичан – и знатных лордов, и мелкопоместных джентри, долгое время было в обычае заказывать доспехи у мастеров континентальной Европы. Своих собственных они высоко не ставили.

И вот из Европы-то в Англию как раз и пришёл шлем салад, или шалле, или селле, или саллет.

Естественно, подобное «разделение труда» привело к активному поиску новых форм тех же шлемов в первой половине XV века. Тот же салад появился в Италии («селата») в 1407 году. Потом были Франция и Бургундия, а к 1420 году шлем добрался до Германии и Англии. А битва при Патэ была в 1429 году, то есть времени для того, чтобы этот шлем оказался на голове герцога Тальбота, который там командовал, было более чем достаточно. И именно с ним кадр из фильма «Жанна Д‘Арк» Люка Бессона был на заставке одного из предыдущих материалов о шлемах.

Тут главное в национальных различиях – наличии длинного хвоста у немецких шлемов, в то время как французские и итальянские формой походили на колокол. Около 1490 года появился «чёрный салад», либо окрашенный, либо обтянутый тканью), с предличником, выступающим вперёд острым углом. Тогда же появились салады с забралом «гармошкой», которые походили уже не столько на салад, сколько на шлем армэ.

Кстати, Лилиана и Фред Функены в своей «Энциклопедии вооружения и военного костюма» приводят целых 16 вариантов шлема салад, тогда как того же барбюта всего 6. При этом они сообщают, что типичный для Италии барбют назывался «итальянским саладом» в Германии и «французским саладом» во Франции. Снабжённый забралом, он назывался «бацинет с рылом», так что путаницы тут среди специалистов, вплоть до лондонского Тауэра, было много. Но давайте теперь посмотрим собственно на эти шлемы в железе. Ведь лучше раз увидеть, чем много раз… читать.


Классические рыцарские латы, о которых в учебниках для школы и вузов чаще всего и шла речь. Перед нами итальянские доспехи XV в., реставрированные в XIX в. Рост 170,2 см. Вес 26,1 кг. Вес шлема 2850 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Эффигия Йохана VI фон Кронберга, ок. 1488 г. Рыцарь в типичных готических латах с подбородником-бувигером и в шлеме саллет (салад). Церковь города Кронберг, Германия

Самый простой шлем саллет или салад, который от сервильера только тем и отличается, что имеет сзади назатыльник. Милан, 1470-1480 гг. Вес 1625 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Германский вариант саллета с забралом. Музей Уолтерса, Балтимор

Салад-колокол, 1480 г. Германия. Вес 3416,1 г. Такие шлемы в основном носили пехотинцы. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Совершенно уникальный, ни на что не похожий салад «Львиная голова». 1475-1480 гг. Италия. Сталь, медь, золото, стекло, текстиль. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Барбют мастера Бернардино да Карнаго, Италия, Милан, ок. 1475 г. Вес 2948 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Барбют мастера Пьетро да Кастелло, Италия, Брешиа, 1470-1480 гг. Вес 2211 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Шлемы салад использовались не только в боях, но и на турнирах. Вот, например, турнирный салад Людовика II (1506 – 1526), короля Венгрии и Богемии. Германия, Аугсбург, 1525 г. Аугсбург. Вес 4082 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Немецкий турнирный салад с баффом для конного поединка на копьях. Вес 4,598 кг. Около 1570-1600 гг. Обратите внимание на дверцу со шнурком, за который требовалось потянуть, чтобы открыть её для проветривания. Винт в центре баффа служил для соединения со шлемом. Метрополитен музей, Нью-Йорк

Саллет в венецианском стиле, обтянутый тканью. Метрополитен музей, Нью-Йорк

Типичный «чёрный салад» (но при этом раскрашенный!), 1490-1500 гг. Южная Германия. Императорская оружейная палата (Хофбург, Новый замок, зал I). Фото автора

Германские готические цельнометаллические доспехи конца XV века. Конские доспехи были изготовлены для герцога Вольдемара VI Ангальт-Цербского (1450–1508). Королевский Арсенал, Лидс

Шлем «шапель-де-фер» – «железная шляпа», 1500-1535 гг. Вес 925 г. Швейцарский национальный музей, Цюрих

«Последняя битва Столетней войны – сражение при Кастийоне 17 июня 1453 года». Неизвестный художник. Показана смерть английского маршала герцога Талбота (на этот момент ему было около 80 лет!), который на эту битву вырядился в красное сюрко из бархата. Причём он и сам в шлеме салад, и воин, убивающий его копьем, тоже в саладе! Марсиаль Оверньский. «Вигилии на смерть короля Карла VII». Ок. 1477-1484 гг. Национальная библиотека Франции, Париж Источник

Читайте также: Новости Новороссии последние сводки событий.